четверг, 24 июля 2014 г.

Планета Шехтеля

На эту экскурсию я очень давно собиралась, но как-то не все не складывалось. 
Шехтель... Наверное, об этом архитекторе слышали все, даже люди, далекие от архитектуры и истории. Стиль модерн мой самый любимый в архитектуре, везде, где бываю, обязательно нахожу такие здания. 
Я не буду писать о биографии Шехтеля, ее можно найти в интернете. К сожалению, в нашей стране нет ни одного музея Шехтеля! Расскажу о том, что меня заинтересовало. Федор Осипович Шехтель был самоучкой, из училища его отчислили за прогулы (отец умер, тяжело болела мать, нужно было работать и помогать семье). Представляете, у него не было специального образования, а какие здания он спроектировал, вплоть до мебели, ручек, каминов! Его дочь Верочка пережила несколько бурных романов, один из них - с Маяковским! От одного из браков родила сына Вадима Тонкова - знаменитая Вероника Маврикиевна (т.е. Вадим Тонков был внуком Шехтеля). Все-таки, насколько жизнь интересней книг и фильмов.
Особняк Шехтеля на Б. Садовой, 4

Здесь от стиля модерн только ассиметрия. К сожалению, внутри обстановка совершенно не сохранилась. Сейчас там находится какая-то организация.
Следующая остановка - "избушка непотребной архитектуры" (по словам самого Шехтеля) - особняк Шехтеля. Построен вокруг лестницы, поэтому такая необычная архитектура. Разные башенки, мозаика в виде цветка ириса. В этом особняке сохранились лестница, паркет, плитка на полу. Красота! Сейчас здесь посольство Уругвая.

Особняк Шехтеля, Ермолаевский пер., 28


А это типография (скоропечатня) Левенсона (1900) в Трехпрудном переулке. Шехтель выиграл конкурс на постройку этого здания. Здесь была напечатана первая книга Чехова. Левенсону так понравилось здание типографии, что он заказал Шехтелю еще и строительство дачи в Переделкино. 
Типография Левенсона, Трехпрудный пер., д. 9

Кстати, изображение чертополоха было одним из любимых у Шехтеля. На здании типографии он тоже есть - слева, на эркере. 


В 1902 году Шехтелем построено здание Ярославского вокзала. Надо же - каждые выходные уезжаю на дачу с этого вокзала, а не знала, что это тоже работа Шехтеля.
Следующая остановка - особняк Морозовой на Спиридоновке. Построен в 1908 году. Савва Тимофеевич Морозов заказал его для своей супруги - Зиночки. Одна из комнат с фарфоровым потолком. После смерти Морозова Зинаида не смогла там жить и в 1909-1918 особняк принадлежал Рябушинским. Потом был национализирован и передан МИДу. Сейчас это Дом приемов МИДа. Впечатляет, можно разглядывать до бесконечности. Интерьеры очень хорошо сохранились, очень хочется там побывать.



ул. Спиридоновка, 17

И завершилась наша прогулка около особняка Рябушинского на М. Никитской, 6/2. Построен в 1902 году по заказу Степана Рябушинского. Сейчас дом-музей М. Горького. К сожалению, из-за деревьев очень плохо видно, поэтому сделать фото не получилось. Кстати, вход бесплатный. И интерьеры хорошо сохранились. Поэтому следующий мой визит планирую в этот особняк. 





13 комментариев:

  1. Лена, очень интересно, спасибо огромное! Я тоже поклонница модерна.
    А может тебе так нравится Шехтель, что с вокзала постоянно ездишь и сроднилась со стилем?
    Хочу в особняк тоже! Это ведь в нём умопомрачительная лестница???
    И до чего ж мир тесен! Меня всегда поражало такое переплетение судеб!
    Жизнь - удивительная шттука!

    ОтветитьУдалить
  2. Нат, насчет того, что я езжу с Ярославского вокзала - не уверена. До недавнего времени я даже не знала, что Шехтель его построил)))). Но я поклонница модерна. Даже будучи в Риге, специально пошла в квартал Югендстиля, чтобы увидеть модерн во всей красе. Хотя гид отговаривала под предлогом "там делать нечего!, а глядя на меня и вся группа туда пошла.
    Да, именно в этом особняке умопомрачительная лестница, я уже в предвкушении!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты уже записалась где-то в этот особняк?

      Удалить
    2. Натусь, туда не нужно записываться. Пока там музей Горького, спокойно можно попасть. Вот ссылка http://www.museum.ru/M402 Смогу, правда, только в выходные, т.к. он работает до 17.30. Ты имей в виду, что вход со двора (с черного входа), а со стороны М. Никитской висит замок и многие думают, что он закрыт

      Удалить
    3. Может выберемся вместе?
      Может в октябре - дачи нет, листьев вокруг поубудет.

      Удалить
    4. Наташ, я с удовольствием! И, действительно, без листьев можно будет особняк снаружи разглядеть)))

      Удалить
  3. Лена, идите! Там замечательно!Я писала про этот особняк http://moskvalubvimoey.blogspot.ru/search/label/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD
    Я очень люблю модерн, особняки Шехтеля обожаю. Мечтаю купить книгу о нем, дорого... пока думаю, но очень хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, спасибо за ссылочку, почитаю! Да, я тоже в восторге от модерна и Шехтель меня покорил, тем более, ведь он самоучка! А ссылку на книгу не дадите?

      Удалить
    2. Книги о нем продаются,кстати, в самом особняке Рябушинского. Внизу и на самом верху (в молельной комнате). А я смотрела их на Озоне.
      http://www.ozon.ru/?context=search&group=div_book&text=%f8%e5%f5%f2%e5%eb%fc
      Цены и там, и там похожи... Дорого. Но так интересно.

      Удалить
  4. И вот моя мечта. Никак не позволю себе...
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/6281131/

    ОтветитьУдалить